Наверное, для того, чтобы навсегда войти в историю нашего кинематографа, Эльдару Александровичу Рязанову достаточно было снять всего один фильм — легендарную комедию «Ирония судьбы, или С легким паром». Уже несколько десятилетий невозможно представить себе вечер 31 декабря без фильма о приключениях пьяного доктора Евгения Лукашина, который, по нелепой ошибке друзей, оказался в новогоднем Ленинграде. А всего на счету Рязанова десятки фильмов, большинство из которых смело можно включить в список классики нашего кино.
Эльдар Рязанов родился в Куйбышеве 18 апреля 1927 года, но, вскоре после рождения сына родители переехали в Москву, поэтому, почти вся жизнь знаменитого кинорежиссера была связана с этим городом. Именно здесь в 1950 году Эльдар Александрович с отличием окончил ВГИК и пять лет работал на Центральной студии документальных фильмов. Именно документальные ленты и стали его первыми работами. На экраны вышли киноочерки Рязанова «Твои книжки», «Остров Сахалин», «Дорога имени Октября» и другие.
А в 1956 году зрители увидели первый художественный полнометражный фильм молодого режиссера — «Карнавальная ночь». В один миг режиссер Рязанов стал знаменитым и всенародно любимым, «Карнавальная ночь» стала лидером кинопроката в СССР за 1956 год. Комедию посмотрели более 48 миллионов зрителей.
Практически все дальнейшее
творчество Рязанова в кино было связано с комедией. Всего за несколько
лет он снимает такие картины как «Девушка без
адреса», «Человек ниоткуда»,
«Гусарская балада» и ряд других фильмов, быстро
завоевавших популярность у любителей кино.
Часто Рязанов использовал в качестве сюжета какую-либо реальную ситуацию. Например, статью в газете. Так появились комедии « Берегись автомобиля», о благородном угонщике машин, и «Зигзаг удачи», где скромный сотрудник фотоателье выигрывает в лотерею крупную сумму денег. А в 1969 году Рязанов, в соавторстве с Эмилем Брагинским, написал пьесу «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь». В одной из газет была напечатана заметка о том, как подвыпившего мужчину по ошибке посадили в поезд в Москве, а проснулся он уже в Киеве.
Это и стало основой для
сюжета. Пьеса несколько лет шла в разных театрах Советского Союза, а в
1975 году вышел легендарный фильм «Ирония судьбы».
Мелодии из фильмов Эльдара Рязанова быстро запоминались зрителю,
причем, некоторые тексты для песен режиссер писал сам. Позднее, лучшие
песни из рязановских фильмов вышли на кассетах с характерным названием
— «Моей душе покоя нет».
Не раз Эльдар Александрович
обращался к произведениям классической литературы. Например, в 1984
году был снят фильм «Жестокий романс» по пьесе
Александра Николаевича Островского «Бесприданница».
Планировал Рязанов экранизировать и произведение Михаила Булгакова
«Мастер и Маргарита», но получить разрешение на
съемки «опального» романа так и не смог.
Рязанова часто спрашивали — как ему удается сохранить такую
удивительную работоспособность. Режиссер отвечал, что для него съемки
фильма похожи на боевые действия, а на войне нельзя болеть. Такое можно
позволить себе только в перерывах между работой. Вот тогда,
действительно, все старые болячки дают о себе знать.
О поразительной работоспособности Рязанова свидетельствует такой факт: пьеса «Сослуживцы», по которой затем был снят фильм «Служебный роман», была написана Эльдаром Александровичем с Эмилем Брагинским всего за 22 дня. Она ставилась на сценах многих театров по всему миру.
Во время работы над фильмом
«Невероятные приключения итальянцев в России»
Рязанов работал с актерами из Италии, и, по утверждению самого
режиссера, вполне сносно выучил итальянский язык. Читать и писать он,
правда, не научился, но поддержать разговор с итальянцем мог. Кроме
итальянского, Эльдар Александрович владел еще и английским языком.
На съемках картин Рязанов часто пользовался «служебным
положением», сам снимался в крохотных эпизодах в своих же
фильмах. Например, в «Иронии судьбы» он сыграл
попутчика Жени Лукашина в самолете. Говорят, что именно во время
просмотра этого эпизода Рязанов вдруг заметил, что начинает лысеть, и
очень расстроился.
Часто Рязанов демонстрировал актерам те или иные трюки, которые должны были войти в картину. Несмотря на то, что телосложение имел очень внушительное. Так, на съемках «Гусарской баллады» режиссер совершил прыжок с трехметровой высоты. К счастью, обошлось без повреждений.
С распадом Советского Союза в отечественном кинематографе начались непростые времена. Но, даже в этот период Рязанову удается снять несколько картин. В последние дни существования СССР на экраны вышел фильм «небеса обетованные». Затем появились картины «Предсказание», «Привет, дуралеи!», «Старые клячи», «Тихие омуты». А в последние годы жизни Рязанов снял ремейки двух своих известных фильмов — «Карнавальная ночь» и «Ирония судьбы».
Даже в преклонном возрасте Эльдар Александрович Рязанов вел активную деятельность. Работал на телевидении, вел передачу «В гостях у Эльдара Рязанова». Даже несмотря на то, что в 2010 и 2011 гг. перенес операции на сердце. Скончался режиссер-легенда 30 ноября 2015 года в больнице. Причина смерти — острая сердечная недостаточность. 3 декабря Эльдара Рязанова похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Однажды, Эльдар Александрович сказал, что в юности у него была мечта — стать моряком, чтобы иметь возможность путешествовать по всему миру. Он даже решил подавать документы в мореходное училище. Но, выбор своей профессии сделал так — стоял на трамвайной остановке и загадал, куда повезет трамвай, туда и буду поступать. А следующий трамвай шел в сторону ВГИКа.
Многие звезды советского кино вспоминали, с каким удовольствием они работали с Рязановым, несмотря на то, что он был достаточно требовательным режиссером. А сам Рязанов утверждал, что в молодости был размазней, всегда сомневался в выборе правильного решения. Но, с возрастом понял, что в его профессии нужно быть жестким человеком.