Применение современных информационных технологий становится необходимым средством коммуникации между преподавателем и учащимся.
Широкое использование всевозможных гаджетов расширяет возможности образовательных технологий за счет визуализации и виртуализации информации и процессов, которые эта информация объясняет. Виртуальная реальность порой поглощает пользователя на столько, что он не может ее отличить естественного окружения. Эту особенность виртуальной реальность следует использовать в обучении для улучшения его качества и повышения его эффективности, а также для воспитательных целей.
Этот новый, еще только набирающий популярность способ обучения через дополненную реальность и объясняет актуальность выбранной нами темы работы.
Цель: создание объекта дополненной реальности, который может быть использован в рамках образовательного пространства
Задачи:
- Сбор информации о технологии AR, её возможности и применении
- Сравнительный анализ приложений по созданию объекта AR
- Создание объекта в рамках приложения ARVIZOR
- Тест-драйв в рамках образовательного пространства
Гипотеза: каждый обучающийся может создать объект AR для работы в образовательном пространстве
Объект исследования: технологии дополненной реальности, имеющие потенциал применения в сфере образования.
Предмет исследования: возможности технологий дополненной реальности, их необходимость и эффективность.
В первой, теоретической главе мы рассмотрели технологию дополненной реальности, ее особенности, принципы работы, сферы применения в целом и в образовании в частности. Во второй, практической, части мы провели сравнительный анализ приложений по созданию объектов дополненной реальности, выбрали подходящее нашим возможностям и создали объекты, которые пригодятся в процессе обучения школьников.
Дополненная реальность, особенности ее работы
Дополненная реальность – это вариация виртуальной среды. Главным ее отличием является частичное погружение в виртуальный мир. Пользователь может видеть реальную картину мира с виртуальными объектами, включенными в нее в отличие от технологии виртуальной реальности, которая полностью погружают пользователя в синтетическую, искусственно созданную среду.
Дополненную реальность можно рассматривать как среду с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи компьютерных устройств – планшетов, смартфонов и инновационных гаджетов, а также программного обеспечения к ним.
Тремя основными признаками дополненной реальности можно назвать
1) комбинацию реального и виртуального мира,
2) интерактивность
3) трехмерное представление объектов.
Отличным примером дополненной реальности является нашумевшая игра «Pokemon go».
Настоящая дополненная реальность должна не просто помещать виртуальные объекты поверх реального изображения, но и привязывать их к окружающей обстановке. В этих целях могут использоваться метки в реальном мире, к которым привязывается виртуальный объект, либо якоря (GPS-координаты).
Классификация приложений дополненной реальности
С точки зрения взаимодействия с потребителем интерфейсы с использованием дополненной реальности можно разделить на следующие группы: автономные, интерактивные. По степени мобильности можно выделить следующие системы дополненной реальности: стационарные, мобильные. По реализуемой функциональной ценности для потребителя приложения дополненной реальности можно разделить на следующие пять направлений: визуальный поиск, распознавание, человек 2.0, экран-зеркало / линза, визуализация продукции под контекстные задачи.
Сферы применения дополненной реальности
Технологии дополненной реальности успешно используются во многих сферах.
развлекательная индустрия, маркетинг и рекламный бизнес, GPS-навигация, в
военной промышленности, ремонт и обслуживание сложного оборудования , бизнес-логистика, архитектура и строительство, музеи и экскурсии, туризм, общественная безопасность, медицина.
Таким образом, приложения AR, гарнитуры и умные очки обещают повысить эффективность работы практически во всех отраслях.
Выбор приложения и создание объектов дополненной реальности
Сопоставляя информацию, мы понимаем, что у пользователей есть возможность создавать собственные AR-приложения с нуля или интегрировать AR-функционал в уже готовые приложения. Таким образом, приложения можно разбить на две группы:
- приложения – конструкторы (используются готовые шаблоны);
- приложения разработки AR –продуктов (разработка объектов ведется «с нуля»).
е трудоемкий процесс.
Для создания AR объектов нами было выбрано приложение ARVIZOR, которое является конструктором и использует безмаркерную технологию. Сервис ARVIZOR состоит из: удобного конструктора для создания AR, приложения ARVIZOR для просмотра созданной в конструкторе AR.
В качестве конкретных объектов дополненной реальности мы взяли за основу репродукции известных картин, которые в дальнейшем использовались в проекте «Музейное искусство детям» в ГБОУ СОШ №2.
По итогам проведения декады искусства «Шедевры Русского музея» с применением дополненной реальности мы провели опрос тех же 60 учащихся 7-9 классов. Нас интересовали впечатления школьников от знакомства с AR. Все они (100%) наглядно увидели технологию в действии, смогли оценить ее возможности.
Положительный опыт использования дополненной реальности в экспозиционно-выставочной деятельности дает хорошие перспективы подобной работы в условиях школы. Поступило предложение продумать варианты использования дополненной реальности в других предметных областях.
Мы на практике убедились, что, благодаря технологии дополненной реальности, может улучшиться процесс восприятия и запоминания учебного материала. Она вносит в процесс обучения яркие трехмерные образы, игровой элемент, активизируют взаимодействие участников учебного процесса, развивает пространственное мышление. С помощью дополненной реальности перед обучающимися открываются безграничные возможности для познания нового.
В целом можно говорить о том, что сегодня технологии AR в образовании находятся на этапе своего становления, и, учитывая перспективы ее развития, необходимо внедрять дополненную реальностью в школах.