«Поразительный
памятник той культурной эпохи, не имеющий себе равных, находится в
окрестностях древнего города Лациум; он настолько замечателен, что его
вполне можно поставить в один ряд с сооружениями древних египтян, и,
право, стоит потратить много дней на утомительную поездку,
чтобы увидеть его», - так писал в 19 веке историк Фердинанд
Грегоровиус про итальянский город Алатри.
Города, расположенные в этой местности, являются одними из самых
древних в Италии. В их сердце обычно находятся огромные стены,
построенные еще во времена доримской эпохи. Самая хорошо сохранившаяся
и живописная стена такого рода находится в Алатри. Город до сих пор
окружен гигантской стеной протяженностью около 2 км.
Второе кольцо стен, имеющих форму трапеции, гордо возвышается на
скальной вершине над центром города, выполненном в готическом стиле.
Доступ к древнему акрополю можно получить через пять массивных,
прекрасно сохранившихся ворот. Самые впечатляющие из них - Порта
Ареопаго (или Порта Маджоре), высота которых составляет 4,50 м, а
ширина - 2,70 м. Площадь акрополя, который имеет форму яйца, составляет
19 060 кв. м, а высота каменной стены, окружающей его в некоторых
местах, достигает 17 м.
«Увидев и обойдя вдоль и поперек эти титанические черные
каменные сооружения, сохранившиеся столь хорошо, будто их возраст
исчисляется не многими тысячелетиями, а несколькими годами, я был
поражен мощью созидательных сил человека, которая всякий раз изумляет
меня при виде римского Колизея», - историк Фердинанд
Грегоровиус
Эта огромная стена, состоящая из гигантских каменных монолитов,
поражает воображение даже тех, кто видел многое. Особенно впечатляет
юго-восточный угол стены, состоящий из четырнадцати огромных каменных
блоков, которые невольно напоминают постройки в Перу.
Сразу бросаются в глаза две особенности, схожие с мегалитическими
сооружениями в Южной Америке. Например, стены акрополя Алатри можно
сравнить с гигантскими крепостными стенами Саксайуамана. Самые большие
каменные блоки нижнего ряда стен Саксайуамана имеют высоту 5 метров,
ширину 5 метров и толщину 2,5 метра.
По расчетам, их вес составляет около 360 тонн, что примерно равно массе
полностью загруженного широкофюзеляжного самолета. И здесь и там
возникает естественный вопрос: каким образом эти монолиты были
перевезены (это, безусловно, представляло сложнейшую техническую
задачу, даже при использовании животных)?
Эти впечатляющие сооружения, выдержавшие испытание временем, стихийные
бедствия, ураганы и даже землетрясения, были построены без
использования цемента, глины или любых других строительных растворов.
Соединения между блоками до сих пор настолько плотные, что невозможно
просунуть лезвие ножа.