Жутковатый мир
"Зловещей долины": Исследование психологии, лежащей в основе
нашего страха перед человекоподобными фигурами
Испытывали ли вы когда-нибудь чувство дискомфорта или беспокойства при
взгляде на куклу, робота или человекоподобную модель? Если да, то,
возможно, вы испытывали так называемую "Зловещую долину". Это
понятие описывает психологическую реакцию, возникающую у некоторых
людей на фигуры или объекты, которые очень похожи на людей, но при этом
демонстрируют едва заметные недостатки или нереалистичные качества. В
этой статье мы рассмотрим происхождение "Зловещей долины", ее
влияние на различные сферы деятельности и различные объяснения ее
эффекта.
Концепция "Зловещей долины" была впервые представлена японским
профессором робототехники Масахиро Мори в 1970 году. Мори заметил, что
по мере того, как внешний вид персонажа или робота становится более
похожим на человека, наша эмоциональная реакция на него становится
более положительной и вызывает сочувствие. Однако есть момент, когда
эта положительная динамика резко обрывается, и фигура попадает в
"долину", где она вызывает отрицательные и отталкивающие эмоции. Мори
утверждает, что это лишь временный момент. По мере того как внешний вид
робота или персонажа становится все более реалистичным, положительные
эмоции возвращаются, а уровень эмпатии, которую он вызывает, начинает
приближаться к тому, который испытывают люди по отношению друг к другу.
Впервые термин "Зловещая долина" был переведен на английский язык Ясией
Рейхардт в ее книге "Робототехника: Fact, Fiction, and Prediction в
1978 году. С тех пор это понятие широко используется в различных
областях, таких как робототехника, CGI-анимация, виртуальная реальность
и даже протезирование.
Зловещая долина имеет существенное значение для различных областей,
поскольку инженеры и дизайнеры должны ориентироваться на нее, чтобы
создавать гуманоидные персонажи, фигуры и творения, привлекательные для
пользователей и вызывающие у них положительный эмоциональный отклик.
Например, в робототехнике исследователям приходится искать способы
сделать роботов более похожими на людей, не вызывая при этом негативной
реакции у пользователей. В CGI-анимации аниматоры должны создавать
достаточно реалистичные персонажи, но не настолько реалистичные, чтобы
попасть в "Зловещую долину". В виртуальной реальности
дизайнерам приходится создавать окружение и аватары, которые погружают
и увлекают пользователя в виртуальный мир, но при этом не вызывают
слишком сильного раздражения.
Существует несколько объяснений того, почему в нашем сознании возникает
эффект "Зловещей долины". Одно из них заключается в том, что
нечеловеческие сущности вызывают у нас негативную реакцию, когда они
становятся слишком похожими на людей. В этот момент все нечеловеческие
черты становятся более заметными и начинают противоречить нашим
нормативным представлениям о том, что является и что не является
человеком, что вызывает у нас ощущение странности.
Другое объяснение заключается в том, что "Зловещая долина" возникает
из-за врожденного подсознательного страха замены или уничтожения.
Согласно этой интерпретации, человекоподобное существо вызывает у нас
реакцию страха, поскольку может быть истолковано как некий двойник,
угрожающий заменить нас в какой-то важной роли или аспекте нашей жизни.
Кроме того, образы разобранных андроидов или марионеток могут вызывать
ассоциации с увечьями и ранениями на поле боя - ощущение, напоминающее
страх перед смертью.
Зловещая долина - это интересная концепция, проливающая свет на сложное
взаимодействие между нашими восприятием, эмоциями и ожиданиями, когда
речь идет о человекоподобных фигурах. Хотя это явление может показаться
тривиальным, оно имеет существенное значение для различных областей,
связанных с созданием человекоподобных персонажей, фигур и творений.
Понимание психологии, лежащей в основе "Зловещей долины",
может помочь дизайнерам и инженерам создавать более привлекательные и
интересные продукты, вызывающие положительный эмоциональный отклик у
пользователей.