Древнегреческая религия менялась на протяжении веков, и вместе с ней трансформировались образы и функции богов и смысловое наполнение мифов. Олимпийский пантеон в его классическом виде, состоящий из двенадцати главных богов, окончательно сформировался в период эллинизма. В процессе трансформации изменялась и внешность богов, и связанная с ними символика, и распределение сфер влияния. Одни из них возвысились и приобрели статус главных богов, а другие, напротив, утратили свое значение и постепенно отошли на второй план.
![Аполлон и Артемида](https://yakub.ucoz.ru/Miflog/bgimg/b1.jpg)
Живые боги
Что же представлял собой языческий пантеон древних греков в классический период? Боги Олимпа, вполне возможно, показались бы современному человеку чуждыми и непонятными. Отличительная черта монотеистических религий — сосредоточение в образе бога моральных и этических принципов, нравственного начала, которому человек должен подражать.
![Андреа Аппиани. Олимп. Нач. XIX в. Пинакотека Брера, Милан](https://yakub.ucoz.ru/Miflog/bgimg/b2.jpg)
Языческие боги древних греков совершенно лишены подобных черт. Они отнюдь не являются сосредоточением нравственности, скорее наоборот, порой ведут себя чересчур разгульно. Олимпийцы бессмертны, почти неуязвимы и невероятно могущественны, им под силу видеть будущее, вмешиваться в жизнь других богов и людей, но при этом их обуревают вполне человеческие страсти — любовь, гнев, ненависть.
Кроме того, их могущество ограничено влиянием судьбы, которой они подчиняются, как и простые смертные. Есть проблемы у богов и с авторитетом — поскольку их поведение далеко не идеально и не может служить никому примером, люди хоть и боятся их гнева и уважают за силу, но не почитают их подобно богам монотеистических религий.
![Гора Олимп](https://yakub.ucoz.ru/Miflog/bgimg/b3.jpg)
Этот взгляд на богов, несомненно, уходит корнями в особенности общественного строя периода эллинизма. Власть в Древней Греции принадлежала аристократам, они занимали господствующее положение в обществе, часто проводили время в праздности, а их главными занятиями были война и охота. Не правда ли, очень похоже на образ жизни богов-олимпийцев?
Каждый бог древнегреческого пантеона соединялся в сознании людей с определенным деревом или животным, а часто — и с тем, и с другим. Змея и сова были символами Афины, дуб ассоциировался с Зевсом, виноградная лоза — с Дионисом. У Аполлона был довольно длинный список связанных с ним предметов, растений и животных: его имя связывали с каменными колоннами и обелисками, лавром, кипарисом, дельфином, мышью, бараном, волком. Чем больше подобных связей у бога с живой и неживой природой, тем глубже его культ уходит в древние времена фетишизма и обожествления природы.
Все олимпийцы связаны между собой родственными узами, а их функции нередко пересекаются. По одной версии, эти родственные связи могут быть рудиментом матриархальной родовой общины времен палеолита, по другой — отражают общность древнегреческой аристократии как отдельного класса со своими обычаями и функциями.
![Гора с олимпийскими богами](https://yakub.ucoz.ru/Miflog/bgimg/b4.jpg)
Греческие мифы дошли до нас в изложении древних поэтов, историков, философов. В процессе осмысления человеком мифологических образов и символов претерпели изменение и образы богов. «Зевс Гомера — это далеко не то же самое, что Зевс Гесиода, Пиндара, Геродота, не говоря уже о Зевсе Платона, сознательно стремившегося к философской модернизации образов олимпийцев», — заметил по этому поводу историк Александр Немировский.
Одни боги-олимпийцы более могущественны и почитаемы людьми, другие уступают им в силе и широте влияния, а некоторых богов и вовсе исключили из главного пантеона или не допустили в круг избранных. О причинах такого расслоения мы поговорим чуть позже, а пока познакомимся поближе с богами-олимпийцами и их функциями.
Зевс Олимпийский
Зевс — бог неба, грома и молнии, ведающий всем миром. Его имя произошло от индоевропейского корня deiuo, что означает «дневное светлое небо». Его атрибуты — щит и двусторонний топор лабрис, дуб, колесница, иногда орел. Зевс — создатель общественного порядка на земле: он подарил людям законы, власть царей, даровал им понимание добра и зла, пробудил в них стыд и совесть. Он — покровитель горожан и народного собрания, помощник воинов и защитник обиженных. Он посылает на землю ветры, дожди и ливни, благодаря которым всё растет и плодоносит.
![Скульптура Фидия - Зевс](https://yakub.ucoz.ru/Miflog/bgimg/b5.jpg)
В древние времена Зевс владел не только землей, но и подземным царством, но позже стал исключительно светлым богом. Зевс Олимпийский — отец богов и людей. Он сам и боги, порожденные им, постепенно преобразуют мир, даруя ему порядок, науки, искусства и нормы морали. В честь Зевса проводились Олимпийские игры, бывшие символом единения греческих полисов.
Образ Зевса отражает укрепление патриархальной власти царей и аристократии, однако в архаической Греции их власть еще не абсолютна — как и власть Зевса на Олимпе. Лишь в эллинистическую эпоху Зевс становится всемогущим властителем всего сущего, приближаясь к богу монотеистических религий.
![Двенадцать богов-олимпийцев](https://yakub.ucoz.ru/Miflog/bgimg/b6.jpg)
Владыка вод
Посейдон — сын Кроноса и Реи, старший брат Зевса. После победы над отцом Зевс, Посейдон и Аид поделили мир — Зевс стал править небесами, Аид — подземным царством, а Посейдону досталось море. Однако в древности культ Посейдона был связан не только с морской водой, но и с пресными источниками, орошающими землю и дарующими людям урожай. Древнейшие символы Посейдона — конь и бык, чьи образы были тесно связаны с плодородием земли. Его имя образовано от индоевропейского корня da-, danu-, что означает «влага, река». Когда греческие племена поселились на островах Эгейского моря, бог Посейдон стал и морским владыкой.
Посейдон Олимпийский — бог моря, его атрибут — волшебный трезубец, которым он способен поднимать бурю и извлекать влагу из земли. Посейдон (по одной из версий) считается отцом волшебного коня Пегаса. Если на море поднимается волна с пеной — это Посейдон спешит куда-то на своей колеснице. Живет он не на Олимпе, а в своих подводных чертогах.
Наделенный буйным нравом, Посейдон в гневе способен уничтожать без разбора виновных и невиновных, он губит корабли, пересекающие море, посылая на них бурю или разбивая их о скалы своей божественной дланью.
Посейдон считает себя равным Зевсу и не признает абсолютной власти последнего, участвует в заговоре против Зевса и втайне от него помогает ахейцам в войне с Троей. В гневе за ослепление циклопа Полифема Посейдон преследует Одиссея, любимца других богов, не позволяя тому вернуться домой. Соперничество Посейдона и Зевса — это соперничество древнего хтонического божества с новым богом-отцом патриархата.
Бог мертвых
Аид, или Гадес, — владыка царства мертвых. Так же — Аидом — называют и само царство. Как и Посейдон, Аид живет не на Олимпе, а в своих подземных владениях. Атрибут Аида — волшебный шлем, делающий его невидимым. Аид Олимпийский — ипостась Зевса. Когда Зевс перестал почитаться как властитель и надземного, и подземного миров, понадобилось передать его «темные» функции кому-то, и их возложили на Аида.
Аиду не приносят жертв, он редко вмешивается в земные дела, его сила — в неотвратимости: никто из смертных не может избежать сошествия в Аид, и лишь немногим довелось побывать там и вернуться в мир живых.
![Греческий философ Эвгемер (IV-III вв. до н. э.)](https://yakub.ucoz.ru/Miflog/bgimg/b7.jpg)
Царство мертвых в разных источниках описывалось по-разному, постепенно обогащаясь деталями и подробностями, но у него обязательно имелся вход, защищенный крепкими воротами, которые охраняло чудовище Цербер.
Женское царство
Гера — младшая сестра Зевса и его жена (к моменту возникновения этого мифологического сюжета у греков еще сильна была память о родовой общине времен неолита). Символ Геры — корова, что также указывает на древнейшее происхождение ее образа. Ее земная родина, согласно мифам, — остров Самос.
![Гера](https://yakub.ucoz.ru/Miflog/bgimg/b8.jpg)
![Гера и Зевс](https://yakub.ucoz.ru/Miflog/bgimg/b9.jpg)
В образе Геры прослеживаются древние мотивы, характерные для матриархата: она сильна, самостоятельна, нередко ссорится с Зевсом, гневается, ревнует и преследует его возлюбленных и внебрачных детей, ничуть не опасаясь возражений мужа. В Троянской войне она поддерживает ахейцев вопреки воле Зевса.
В то же время культ Геры отражает ценности нового, патриархального общества — она покровительница священных брачных уз, помощница в родах и хранительница семейного очага.
Образ Афины — один из самых сложных и многогранных в греческой мифологии. Древняя хтоническая богиня, порожденная Зевсом из собственного бедра и способная оборачиваться то совой, то змеей, в классический период приобрела черты прекрасной женщины и новую «биографию»: ее матерью теперь считалась Метида, первая жена Зевса. Функции Афины, однако, не слишком изменились — грозная древняя воительница, победительница титанов и гигантов, становится в Античности богиней справедливой войны и богиней мудрости. Как и Гера, Афина символизирует черты матриархата в греческом обществе — ни умом, ни могуществом она не уступает Зевсу. Ее символ в растительном мире — маслина, которую греки считали деревом судьбы.
![Рембрандт. Афина Паллада. Ок. 1655. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон](https://yakub.ucoz.ru/Miflog/bgimg/b10.jpg)
![Щит из козьей шкуры с головой горгоны Медузы](https://yakub.ucoz.ru/Miflog/bgimg/b11.jpg)
Деметра — богиня земледелия и плодородия, ее имя по-гречески означает буквально «мать-земля». Она научила людей возделывать землю и даровала им зерна пшеницы, благодаря ей созревает урожай.
Миф о Деметре и ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, — это миф о постоянной борьбе жизни и смерти. Символом этой борьбы греки считали смену времен года. По приказу Зевса Аид возвращает Персефону матери, однако треть года она обязана проводить в царстве мертвых, и в это время на земле наступает холод, а растения увядают. Когда же Персефона возвращается на Олимп, природа вновь возрождается, всё начинает цвести и плодоносить.
Грозные и прекрасные
![Аполлон](https://yakub.ucoz.ru/Miflog/bgimg/b12.jpg)
Аполлон и Артемида — близнецы, дети Зевса и Лето. Считается, что образы этих богов заимствованы греками из Малой Азии. Это подтверждает, в частности, тот факт, что у Гомера Аполлон и Артемида поддерживают троянцев. Брат и сестра наделены многими хтоническими чертами, их никак нельзя назвать однозначно светлыми богами, у них есть свои мрачные стороны. То же самое можно сказать об Аресе, сыне Зевса и Геры. Бог войны как слепой безжалостной стихии, он внушает не столько почтение, сколько ужас.
Образ Аполлона сильно трансформировался с древнейших времен до классического периода. Грозный Аполлон, обладающий властью над жизнью и смертью, покровитель пастухов, пророк и оракул, в героический период постепенно приобретает все больше светлых черт. Теперь он строит города, учит людей мудрости, защищает отцовское право и прекращает распри. В период эллинизма Аполлон и вовсе превратился в стройного и прекрасного юношу, бога света и солнечного тепла, покровителя музыки, танцев и прочих искусств. Одно из имен классического Аполлона Олимпийского — Мусагет, то есть водитель муз.
![Шарль Менье. Аполлон и Урания. Ок. 1800. Художественный музей Кливленда, США](https://yakub.ucoz.ru/Miflog/bgimg/b13.jpg)
![Артемида](https://yakub.ucoz.ru/Miflog/bgimg/b14.jpg)
Артемида — богиня охоты, сестра-близнец Аполлона. Ее атрибуты — лук и стрелы, ее окружает свора собак, а ее древнейший символ — медведица. Артемида, как и ее брат, считается древнейшей богиней негреческого происхождения. Об этом свидетельствует ее непреклонность, агрессивность и беспощадность, а также тот факт, что ей приносили человеческие жертвы. Она же охраняет дикую природу от варварского истребления человеком, так что в современном понимании ее вполне можно назвать богиней экологии.
Наследие древности
Оставшиеся олимпийские божества — Арес, Гермес, Гефест и Афродита — также негреческого происхождения. По этой причине они никогда не претендовали на лидерство в греческом пантеоне.
Арес — бог войны ради войны фракийского происхождения. В период архаики он считался сыном Геры, рожденным ею единолично, без участия Зевса, от прикосновения к волшебному цветку. Свои хтонические черты Арес сохраняет вплоть до классического периода. Он порождает фиванского дракона, его дети от земных женщин славятся необузданным нравом, его спутники — богиня раздора Зрида, а также Фобос и Деймос, Страх и Ужас, вечные спутники войны. Атрибуты Ареса — копье, горящий факел, коршун, собаки.
Гефест — бог огня и кузнечного дела, в образе которого нашел отражение древнейший культ огненной стихии. В ранних мифах его порождает Гера в одиночку в отместку Зевсу, в классический период он — нелюбимый сын Зевса и Геры. Родители дважды сбрасывали его с Олимпа, из-за чего он стал хромым и уродливым. С одной стороны, на Олимпе он нередко прислуживает остальным богам и развлекает их, будто шут. С другой стороны, именно он создает оружие для героев Знея и Ахиллеса, кует Зевсу громы и молнии, вместе с Афиной обучает людей ремеслам. Его брак с Афродитой, богиней любви и красоты, отражает представление греков о единстве и борьбе противоположностей.
Гермес — вестник богов, покровитель путников и проводник душ умерших людей в царство мертвых, посредник между жизнью и смертью, между богами и людьми. Атрибуты Гермеса — золотые крылатые сандалии и магический золотой жезл, обладающий способностью усыплять и пробуждать людей. В культе Гермеса легко найти черты фетишизма. Имя бога происходит от греческого слова, означающего «груда камней» или «каменный столб»: гермами называли в Греции путевые столбы, охранявшие от зла дороги, ворота и границы.
Гермес классического периода — покровитель героев. Именно он вручает Персею меч для убийства горгоны Медузы. Благодаря близости Гермеса к подземному миру, тайные оккультные сочинения, доступные только посвященным, стали называться герметическими.
Афродита — богиня любви и красоты. Согласно древнейшей версии мифа, она появилась из крови оскопленного Урана, а это значит, что Афродита даже старше Зевса. Афродита олицетворяет всепоглощающую, стихийную силу любви, что роднит ее с хтоническими божествами доолимпийского периода. Сила Афродиты столь велика, что любовному чувству не могут противостоять ни люди, ни боги. Сопротивляться этой силе могут только три богини — Афина, Артемида и Гестия. Афродита покровительствует героям: она обещает Парису любовь Елены и становится косвенной виновницей Троянской войны, в которой вместе с Аполлоном, Артемидой и Аресом выступает против ахейцев.
Классическая Афродита становится дочерью Зевса и Дионы, богиней плодородия, вечной весны и жизни. Ее атрибуты — розы, мирт, фиалки, нарциссы и лилии, а также волшебный пояс, в котором заключены любовь и желание. Ее сопровождают волшебные существа — нимфы и хариты, а также сын Эрот — крылатый мальчик, поражающий людей любовными стрелами. Афродита родила после тайной связи с Аресом, поэтому Эрот столь беспощаден и безжалостен, от его стрел нет спасения никому.
![Гестия — богиня домашнего очага](https://yakub.ucoz.ru/Miflog/bgimg/b15.jpg)
Отверженные боги
Геката изначально почиталась греками наравне с другими богами, в «Теогонии» Гесиод называет ее дочерью титана Перса и Астерии, получившей свою власть от родителей-титанов и сохранившую ее после воцарения Зевса. В древности Геката олицетворяла красноречие участников народных собраний, счастье на войне, богатую добычу на охоте, успех в состязаниях, помогала в рождении и воспитании детей. Но постепенно, с развитием культов Афины, Афродиты, Артемиды и других богинь, Геката отошла на дальний план и стала одной из богинь нижнего мира, воплощением ужаса ночи, которая появляется на земле лишь при лунном свете, покровительницей темного колдовства.
Дионис оказался среди отверженных богов по другой причине — из-за своей тесной связи с народом. Бог вина и виноделия, он стал вечным соперником и полной противоположностью Аполлону, богу аристократов. Аполлон охраняет созданные богами порядки, тогда как Дионис, напротив, освобождает людей от любых правил и условностей. Аполлон олицетворяет меру во всем, в том числе в искусстве, Дионис — безудержное веселье. Дионис первым открыл пьянящие свойства виноградного вина, обучил людей виноделию, он дарует им свободу от забот, помогает отвлечься от изнурительного труда и однообразного быта.
![Леонардо да Винчи. Вакх. Ок. 1510-1515. Лувр](https://yakub.ucoz.ru/Miflog/bgimg/b16.jpg)
Его атрибуты и грозное оружие — виноградные лозы, оплетающие врагов и лишающие их силы. Он способен оборачиваться козлом или быком, а его символ — фаллос. В его честь праздновались Дионисии, во время которых устраивались состязания поэтов, ставились драмы и комедии.