окна фотограф html php памятники знакомства

Боги-олимпийцы

Древнегреческая религия менялась на протяжении веков, и вместе с ней трансформировались образы и функции богов и смысловое наполнение мифов. Олимпийский пантеон в его классическом виде, состоящий из двенадцати главных богов, окончательно сформировался в период эллинизма. В процессе трансформации изменялась и внешность богов, и связанная с ними символика, и распределение сфер влияния. Одни из них возвысились и приобрели статус главных богов, а другие, напротив, утратили свое значение и постепенно отошли на второй план.

Аполлон и Артемида
Изучение древних памятников восточной литературы и искусства позволило ученым установить сходство многих богов греческого пантеона с вавилонскими, хеттскими, финикийскими богами. Особенно заметны восточные черты у Афродиты, Аполлона и Артемиды

Живые боги

Что же представлял собой языческий пантеон древних греков в классический период? Боги Олимпа, вполне возможно, показались бы современному человеку чуждыми и непонятными. Отличительная черта монотеистических религий — сосредоточение в образе бога моральных и этических принципов, нравственного начала, которому человек должен подражать.

Андреа Аппиани. Олимп. Нач. XIX в. Пинакотека Брера, Милан
Андреа Аппиани. Олимп. Нач. XIX в. Пинакотека Брера, Милан

Языческие боги древних греков совершенно лишены подобных черт. Они отнюдь не являются сосредоточением нравственности, скорее наоборот, порой ведут себя чересчур разгульно. Олимпийцы бессмертны, почти неуязвимы и невероятно могущественны, им под силу видеть будущее, вмешиваться в жизнь других богов и людей, но при этом их обуревают вполне человеческие страсти — любовь, гнев, ненависть.

Кроме того, их могущество ограничено влиянием судьбы, которой они подчиняются, как и простые смертные. Есть проблемы у богов и с авторитетом — поскольку их поведение далеко не идеально и не может служить никому примером, люди хоть и боятся их гнева и уважают за силу, но не почитают их подобно богам монотеистических религий.

Гора Олимп
В древности название «Олимп» носили несколько разных гор в Малой Азии, на островах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова. Вероятно, Олимп «перемещался» вместе с греческими племенами в процессе заселения ими Балкан. Последним обиталищем богов стал Олимп на границе Фессалии и Македонии

Этот взгляд на богов, несомненно, уходит корнями в особенности общественного строя периода эллинизма. Власть в Древней Греции принадлежала аристократам, они занимали господствующее положение в обществе, часто проводили время в праздности, а их главными занятиями были война и охота. Не правда ли, очень похоже на образ жизни богов-олимпийцев?

Каждый бог древнегреческого пантеона соединялся в сознании людей с определенным деревом или животным, а часто — и с тем, и с другим. Змея и сова были символами Афины, дуб ассоциировался с Зевсом, виноградная лоза — с Дионисом. У Аполлона был довольно длинный список связанных с ним предметов, растений и животных: его имя связывали с каменными колоннами и обелисками, лавром, кипарисом, дельфином, мышью, бараном, волком. Чем больше подобных связей у бога с живой и неживой природой, тем глубже его культ уходит в древние времена фетишизма и обожествления природы.

Все олимпийцы связаны между собой родственными узами, а их функции нередко пересекаются. По одной версии, эти родственные связи могут быть рудиментом матриархальной родовой общины времен палеолита, по другой — отражают общность древнегреческой аристократии как отдельного класса со своими обычаями и функциями.

Гора с олимпийскими богами
У каждого олимпийского бога была своя местность — священная роща, пещера, остров или гора, где он родился или с которой был особым образом связан. Родиной Зевса считали гору Ида на Крите, Аполлона и Артемиды — остров Делос, Гефест обрел вторую родину на острове Лемнос, куда его сбросили с Олимпа

Греческие мифы дошли до нас в изложении древних поэтов, историков, философов. В процессе осмысления человеком мифологических образов и символов претерпели изменение и образы богов. «Зевс Гомера — это далеко не то же самое, что Зевс Гесиода, Пиндара, Геродота, не говоря уже о Зевсе Платона, сознательно стремившегося к философской модернизации образов олимпийцев», — заметил по этому поводу историк Александр Немировский.

Одни боги-олимпийцы более могущественны и почитаемы людьми, другие уступают им в силе и широте влияния, а некоторых богов и вовсе исключили из главного пантеона или не допустили в круг избранных. О причинах такого расслоения мы поговорим чуть позже, а пока познакомимся поближе с богами-олимпийцами и их функциями.

Зевс Олимпийский

Зевс — бог неба, грома и молнии, ведающий всем миром. Его имя произошло от индоевропейского корня deiuo, что означает «дневное светлое небо». Его атрибуты — щит и двусторонний топор лабрис, дуб, колесница, иногда орел. Зевс — создатель общественного порядка на земле: он подарил людям законы, власть царей, даровал им понимание добра и зла, пробудил в них стыд и совесть. Он — покровитель горожан и народного собрания, помощник воинов и защитник обиженных. Он посылает на землю ветры, дожди и ливни, благодаря которым всё растет и плодоносит.

Скульптура Фидия - Зевс
Зевса принято изображать мускулистым зрелым мужчиной с правильными чертами лица, кудрями и бородой, однако он может принимать любой облик: дождя, орла или человека. Одно из самых известных его изображений в человеческой ипостаси — скульптура Фидия

В древние времена Зевс владел не только землей, но и подземным царством, но позже стал исключительно светлым богом. Зевс Олимпийский — отец богов и людей. Он сам и боги, порожденные им, постепенно преобразуют мир, даруя ему порядок, науки, искусства и нормы морали. В честь Зевса проводились Олимпийские игры, бывшие символом единения греческих полисов.

Образ Зевса отражает укрепление патриархальной власти царей и аристократии, однако в архаической Греции их власть еще не абсолютна — как и власть Зевса на Олимпе. Лишь в эллинистическую эпоху Зевс становится всемогущим властителем всего сущего, приближаясь к богу монотеистических религий.

Двенадцать богов-олимпийцев
Традиционно к двенадцати богам-олимпийцам в греческой мифологии относят Зевса, его жену Геру, его братьев Посейдона и Аида, сестру Деметру, дочь Афину, а также Гермеса, Гефеста, Афродиту, Аполлона, Артемиду и Ареса

Владыка вод

Посейдон — сын Кроноса и Реи, старший брат Зевса. После победы над отцом Зевс, Посейдон и Аид поделили мир — Зевс стал править небесами, Аид — подземным царством, а Посейдону досталось море. Однако в древности культ Посейдона был связан не только с морской водой, но и с пресными источниками, орошающими землю и дарующими людям урожай. Древнейшие символы Посейдона — конь и бык, чьи образы были тесно связаны с плодородием земли. Его имя образовано от индоевропейского корня da-, danu-, что означает «влага, река». Когда греческие племена поселились на островах Эгейского моря, бог Посейдон стал и морским владыкой.

Посейдон Олимпийский — бог моря, его атрибут — волшебный трезубец, которым он способен поднимать бурю и извлекать влагу из земли. Посейдон (по одной из версий) считается отцом волшебного коня Пегаса. Если на море поднимается волна с пеной — это Посейдон спешит куда-то на своей колеснице. Живет он не на Олимпе, а в своих подводных чертогах.

Наделенный буйным нравом, Посейдон в гневе способен уничтожать без разбора виновных и невиновных, он губит корабли, пересекающие море, посылая на них бурю или разбивая их о скалы своей божественной дланью.

Посейдон считает себя равным Зевсу и не признает абсолютной власти последнего, участвует в заговоре против Зевса и втайне от него помогает ахейцам в войне с Троей. В гневе за ослепление циклопа Полифема Посейдон преследует Одиссея, любимца других богов, не позволяя тому вернуться домой. Соперничество Посейдона и Зевса — это соперничество древнего хтонического божества с новым богом-отцом патриархата.

Бог мертвых

Аид, или Гадес, — владыка царства мертвых. Так же — Аидом — называют и само царство. Как и Посейдон, Аид живет не на Олимпе, а в своих подземных владениях. Атрибут Аида — волшебный шлем, делающий его невидимым. Аид Олимпийский — ипостась Зевса. Когда Зевс перестал почитаться как властитель и надземного, и подземного миров, понадобилось передать его «темные» функции кому-то, и их возложили на Аида.

Аиду не приносят жертв, он редко вмешивается в земные дела, его сила — в неотвратимости: никто из смертных не может избежать сошествия в Аид, и лишь немногим довелось побывать там и вернуться в мир живых.

Греческий философ Эвгемер (IV-III вв. до н. э.)
По мнению греческого философа Эвгемера (IV-III вв. до н. э.), в образе Зевса до нас дошли сведения о некоем великом воине, древнем царе Крита, похороненном в Кноссе

Царство мертвых в разных источниках описывалось по-разному, постепенно обогащаясь деталями и подробностями, но у него обязательно имелся вход, защищенный крепкими воротами, которые охраняло чудовище Цербер.

Женское царство

Гера — младшая сестра Зевса и его жена (к моменту возникновения этого мифологического сюжета у греков еще сильна была память о родовой общине времен неолита). Символ Геры — корова, что также указывает на древнейшее происхождение ее образа. Ее земная родина, согласно мифам, — остров Самос.

Гера
Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра и Афина — боги исконно греческого происхождения. Именно поэтому они имели наибольший вес на Олимпе и почитались на всей территории Греции
Гера и Зевс
«Священный брак» Геры и Зевса отмечался в Греции каждую весну, олицетворяя связь неба и земли

В образе Геры прослеживаются древние мотивы, характерные для матриархата: она сильна, самостоятельна, нередко ссорится с Зевсом, гневается, ревнует и преследует его возлюбленных и внебрачных детей, ничуть не опасаясь возражений мужа. В Троянской войне она поддерживает ахейцев вопреки воле Зевса.

В то же время культ Геры отражает ценности нового, патриархального общества — она покровительница священных брачных уз, помощница в родах и хранительница семейного очага.

Образ Афины — один из самых сложных и многогранных в греческой мифологии. Древняя хтоническая богиня, порожденная Зевсом из собственного бедра и способная оборачиваться то совой, то змеей, в классический период приобрела черты прекрасной женщины и новую «биографию»: ее матерью теперь считалась Метида, первая жена Зевса. Функции Афины, однако, не слишком изменились — грозная древняя воительница, победительница титанов и гигантов, становится в Античности богиней справедливой войны и богиней мудрости. Как и Гера, Афина символизирует черты матриархата в греческом обществе — ни умом, ни могуществом она не уступает Зевсу. Ее символ в растительном мире — маслина, которую греки считали деревом судьбы.

Рембрандт. Афина Паллада. Ок. 1655. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон
Рембрандт. Афина Паллада. Ок. 1655. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон
Щит из козьей шкуры с головой горгоны Медузы
Главный атрибут Афины — эгида, щит из козьей шкуры с головой горгоны Медузы, обладающий огромной волшебной силой и устрашающий самых сильных воинов. В античной традиции ее обычно изображали в панцире и шлеме, с эгидой в руках

Деметра — богиня земледелия и плодородия, ее имя по-гречески означает буквально «мать-земля». Она научила людей возделывать землю и даровала им зерна пшеницы, благодаря ей созревает урожай.

Миф о Деметре и ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, — это миф о постоянной борьбе жизни и смерти. Символом этой борьбы греки считали смену времен года. По приказу Зевса Аид возвращает Персефону матери, однако треть года она обязана проводить в царстве мертвых, и в это время на земле наступает холод, а растения увядают. Когда же Персефона возвращается на Олимп, природа вновь возрождается, всё начинает цвести и плодоносить.

Грозные и прекрасные

Аполлон
В период архаики Аполлон сочетал в себе функции губителя и целителя. С одной стороны, с его именем связывали человеческие жертвоприношения, с другой — он отец бога медицины Асклепия, в римской традиции — Эскулапа

Аполлон и Артемида — близнецы, дети Зевса и Лето. Считается, что образы этих богов заимствованы греками из Малой Азии. Это подтверждает, в частности, тот факт, что у Гомера Аполлон и Артемида поддерживают троянцев. Брат и сестра наделены многими хтоническими чертами, их никак нельзя назвать однозначно светлыми богами, у них есть свои мрачные стороны. То же самое можно сказать об Аресе, сыне Зевса и Геры. Бог войны как слепой безжалостной стихии, он внушает не столько почтение, сколько ужас.

Образ Аполлона сильно трансформировался с древнейших времен до классического периода. Грозный Аполлон, обладающий властью над жизнью и смертью, покровитель пастухов, пророк и оракул, в героический период постепенно приобретает все больше светлых черт. Теперь он строит города, учит людей мудрости, защищает отцовское право и прекращает распри. В период эллинизма Аполлон и вовсе превратился в стройного и прекрасного юношу, бога света и солнечного тепла, покровителя музыки, танцев и прочих искусств. Одно из имен классического Аполлона Олимпийского — Мусагет, то есть водитель муз.

Шарль Менье. Аполлон и Урания. Ок. 1800. Художественный музей Кливленда, США
Шарль Менье. Аполлон и Урания. Ок. 1800. Художественный музей Кливленда, США
Артемида
В древней Спарте во время праздников, посвященных Артемиде, юношей укладывали на алтарь богини и секли прутьями до крови, а жрица, поднимая или опуская статуэтку Артемиды, регулировала силу ударов

Артемида — богиня охоты, сестра-близнец Аполлона. Ее атрибуты — лук и стрелы, ее окружает свора собак, а ее древнейший символ — медведица. Артемида, как и ее брат, считается древнейшей богиней негреческого происхождения. Об этом свидетельствует ее непреклонность, агрессивность и беспощадность, а также тот факт, что ей приносили человеческие жертвы. Она же охраняет дикую природу от варварского истребления человеком, так что в современном понимании ее вполне можно назвать богиней экологии.

Наследие древности

Оставшиеся олимпийские божества — Арес, Гермес, Гефест и Афродита — также негреческого происхождения. По этой причине они никогда не претендовали на лидерство в греческом пантеоне.

Арес — бог войны ради войны фракийского происхождения. В период архаики он считался сыном Геры, рожденным ею единолично, без участия Зевса, от прикосновения к волшебному цветку. Свои хтонические черты Арес сохраняет вплоть до классического периода. Он порождает фиванского дракона, его дети от земных женщин славятся необузданным нравом, его спутники — богиня раздора Зрида, а также Фобос и Деймос, Страх и Ужас, вечные спутники войны. Атрибуты Ареса — копье, горящий факел, коршун, собаки.

Гефест — бог огня и кузнечного дела, в образе которого нашел отражение древнейший культ огненной стихии. В ранних мифах его порождает Гера в одиночку в отместку Зевсу, в классический период он — нелюбимый сын Зевса и Геры. Родители дважды сбрасывали его с Олимпа, из-за чего он стал хромым и уродливым. С одной стороны, на Олимпе он нередко прислуживает остальным богам и развлекает их, будто шут. С другой стороны, именно он создает оружие для героев Знея и Ахиллеса, кует Зевсу громы и молнии, вместе с Афиной обучает людей ремеслам. Его брак с Афродитой, богиней любви и красоты, отражает представление греков о единстве и борьбе противоположностей.

Гермес — вестник богов, покровитель путников и проводник душ умерших людей в царство мертвых, посредник между жизнью и смертью, между богами и людьми. Атрибуты Гермеса — золотые крылатые сандалии и магический золотой жезл, обладающий способностью усыплять и пробуждать людей. В культе Гермеса легко найти черты фетишизма. Имя бога происходит от греческого слова, означающего «груда камней» или «каменный столб»: гермами называли в Греции путевые столбы, охранявшие от зла дороги, ворота и границы.

Гермес классического периода — покровитель героев. Именно он вручает Персею меч для убийства горгоны Медузы. Благодаря близости Гермеса к подземному миру, тайные оккультные сочинения, доступные только посвященным, стали называться герметическими.

Афродита — богиня любви и красоты. Согласно древнейшей версии мифа, она появилась из крови оскопленного Урана, а это значит, что Афродита даже старше Зевса. Афродита олицетворяет всепоглощающую, стихийную силу любви, что роднит ее с хтоническими божествами доолимпийского периода. Сила Афродиты столь велика, что любовному чувству не могут противостоять ни люди, ни боги. Сопротивляться этой силе могут только три богини — Афина, Артемида и Гестия. Афродита покровительствует героям: она обещает Парису любовь Елены и становится косвенной виновницей Троянской войны, в которой вместе с Аполлоном, Артемидой и Аресом выступает против ахейцев.

Классическая Афродита становится дочерью Зевса и Дионы, богиней плодородия, вечной весны и жизни. Ее атрибуты — розы, мирт, фиалки, нарциссы и лилии, а также волшебный пояс, в котором заключены любовь и желание. Ее сопровождают волшебные существа — нимфы и хариты, а также сын Эрот — крылатый мальчик, поражающий людей любовными стрелами. Афродита родила после тайной связи с Аресом, поэтому Эрот столь беспощаден и безжалостен, от его стрел нет спасения никому.

Гестия — богиня домашнего очага
Гестия — богиня домашнего очага, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса. Она практически не принимает участия в мифологических сюжетах, превратившись в символ незыблемости и надежности космоса

Отверженные боги

Геката изначально почиталась греками наравне с другими богами, в «Теогонии» Гесиод называет ее дочерью титана Перса и Астерии, получившей свою власть от родителей-титанов и сохранившую ее после воцарения Зевса. В древности Геката олицетворяла красноречие участников народных собраний, счастье на войне, богатую добычу на охоте, успех в состязаниях, помогала в рождении и воспитании детей. Но постепенно, с развитием культов Афины, Афродиты, Артемиды и других богинь, Геката отошла на дальний план и стала одной из богинь нижнего мира, воплощением ужаса ночи, которая появляется на земле лишь при лунном свете, покровительницей темного колдовства.

Дионис оказался среди отверженных богов по другой причине — из-за своей тесной связи с народом. Бог вина и виноделия, он стал вечным соперником и полной противоположностью Аполлону, богу аристократов. Аполлон охраняет созданные богами порядки, тогда как Дионис, напротив, освобождает людей от любых правил и условностей. Аполлон олицетворяет меру во всем, в том числе в искусстве, Дионис — безудержное веселье. Дионис первым открыл пьянящие свойства виноградного вина, обучил людей виноделию, он дарует им свободу от забот, помогает отвлечься от изнурительного труда и однообразного быта.

Леонардо да Винчи. Вакх. Ок. 1510-1515. Лувр
Леонардо да Винчи. Вакх. Ок. 1510-1515. Лувр

Его атрибуты и грозное оружие — виноградные лозы, оплетающие врагов и лишающие их силы. Он способен оборачиваться козлом или быком, а его символ — фаллос. В его честь праздновались Дионисии, во время которых устраивались состязания поэтов, ставились драмы и комедии.