Вождение автомобиля на
Луне всегда было рискованным мероприятием из-за мелких частиц пыли,
которые могут повредить технику. Однако новаторское исследование,
проведенное Европейским космическим агентством (ESA), позволило найти
решение, которое может открыть путь к созданию безопасного и
эффективного транспорта на лунной поверхности. Используя силу
солнечного света и большую линзу, исследователи обнаружили способ
плавления лунного реголита и создания из него взаимосвязанных плиток
для строительства дорог.
Проект, получивший название PAVER (Paving the Road for Large Area
Sintering of Regolith), был направлен на изучение возможности
применения технологии плавления реголита с помощью сфокусированного
луча света для укладки дорожного покрытия на Луне. Под руководством
инженера Хуана-Карлоса Гинеса-Паломареса из Университета Аалена
(Германия) группа успешно продемонстрировала возможность применения
этой технологии.
Для создания крупных образцов, способных соединяться между собой,
использовалось спекание - процесс, при котором из мелких частиц
создается твердая масса без разжижения материала. Эти образцы могут
быть изготовлены непосредственно на поверхности Луны, обеспечивая
прочное и устойчивое основание для дорог. Результаты исследования
открыли новые возможности для будущих лунных миссий и потенциальных
поселений людей.
В связи с нехваткой
ресурсов на Луне крайне важно минимизировать количество
транспортируемых с Земли предметов. Исследователи попытались
использовать для строительства дорог легкодоступные на Луне материалы,
такие как лунный реголит. Сфокусировав солнечный свет через линзу, они
смогли получить достаточно тепла, чтобы расплавить реголит и
сформировать взаимосвязанные плитки.
Для проведения экспериментов команда использовала имитатор лунного
реголита под названием EAC-1A, разработанный ЕКА. В качестве источника
света использовался CO2-лазер, в котором через углекислый газ
пропускается электрический ток. Регулируя силу лазерного излучения, они
определяли оптимальный нагрев, необходимый для создания плиток, которые
могли бы беспрепятственно прилегать друг к другу.
Прорыв произошел, когда
исследователи добились силы лазерного излучения, соответствующей
интенсивности солнечного света на Луне. Это означает, что для
изготовления плиток можно использовать лунную пыль и линзу Френеля,
фокусирующую солнечный свет, с относительно небольшой площадью - 2,37
кв. м (25,5 кв. фута). Такое компактное оборудование можно легко
транспортировать и использовать в будущих лунных миссиях.
Последствия данного исследования весьма значительны. Оно не только
предлагает решение проблемы лунной транспортировки, но и раскрывает
возможности использования местных ресурсов на других небесных телах.
При дальнейшем совершенствовании и доработке эта технология может
проложить путь к созданию устойчивых поселений для людей на Луне и за
ее пределами.