Кордовский университет в
своем новаторском международном исследовании внес вклад в
документирование посмертных модификаций костей, не связанных с
потреблением пищи человеком. В течение многих лет научное сообщество
считало, что порезы и следы, обнаруженные на костных останках в
доисторических пещерах, являются свидетельством каннибализма. Однако
новое исследование ставит под сомнение это предположение, проливая свет
на истинное назначение этих костных модификаций.
Исследование, проведенное под руководством Зиты Лафранчи и Марко
Милеллы из Бернского университета (Швейцария) совместно с учеными из
различных научных центров, было недавно опубликовано в журнале PLOS
ONE. Оно посвящено погребальным обрядам эпохи неолита и
раскрывает, как доисторические общества модифицировали человеческие
кости для собственных нужд.
Анализируя более 400 останков, включая взрослых и довзрослых людей,
исследователи сосредоточили свое внимание на образцах, найденных в
пещере Cueva de los Mármoles в Приего-де-Кордова, которые в
настоящее время хранятся в Археологическом музее города. Используя
слепки высокого разрешения, изученные под электронным микроскопом,
специалисты обнаружили, что многие следы на костях соответствуют
процессу очистки, предназначенному для использования костей в качестве
инструментов, а не для употребления в пищу.
Рафаэль Мартинес Санчес, исследователь из Университета Кордовы,
объясняет, что определить, для чего предназначались следы на костях -
для инструментов или для пищи, - довольно сложно. Это связано с тем,
что данные останки не были захоронены, а отложены на поверхности
пещеры, что могло со временем подвергнуть их другим видам изменений,
например, воздействию животных или вытаптыванию. Однако в исследовании
делается вывод, что эти следы свидетельствуют не о потреблении, а о
тщательной очистке, связанной с использованием орудий труда. Среди
находок следует отметить фибулу с заостренным концом, модифицированную
берцовую кость и череп.
Помимо этих интересных находок, датирование двенадцати останков по
углероду-14 позволило выявить три различных периода погребального
использования пещеры: около 3800 г. до н.э., 2500 г. до н.э. и примерно
1300 или 1400 г. до н.э. Первый период совпадает с эпохой неолита,
когда широко использовались дольмены, предназначенные для коллективных
захоронений. Это позволяет предположить, что в этот период большое
внимание уделялось почитанию предков. Совпадение периода
первоначального захоронения в пещере с возникновением мегалитизма, а
также модификации костей, не связанные с потреблением, подтверждают
теорию исследовательской группы о том, что эти человеческие останки
были изготовлены в качестве инструментов для определенных ритуалов.
Мартинес Санчес уточняет: "Похоже, что существовала идея собрать
мертвых в одном месте, очистить останки и использовать кости в качестве
инструментов, возможно, связанных с каким-то ритуалом, проводимым
внутри полости".
Это новаторское исследование ставит под сомнение давно устоявшиеся
представления о доисторических обществах и их обычаях, связанных со
смертью. Оно подчеркивает сложность и разнообразие древних культур,
позволяя заглянуть в их ритуалы и верования. Вклад Кордовского
университета в это исследование расширяет наши представления об истории
человечества и дает ценную информацию об обычаях наших предков.